Старейшая из существующих роторная Mazda


Что приходит на ум при словах “бесценный артефакт”? Кому-то это картины, статуи и украшения. В автомобильном контексте мы считаем таковым предсерийный образец легендарного автомобиля, который повернул так или иначе ход автомобильной истории. Предлагаем вам перевод статьи от JNC о ходовом прототипе Mazda Cosmo Sport.

Представьте себя в Японии в 1963 году. Большинство местных, если у них и были машины, ездили на миниатюрных Subaru, Datsun, или странных 3-колёсных Daihatsu. Внезапно, из мглы, появляется новый силуэт. Низкий и стремительный силуэт, напоминающий корпус реактивного самолёта, был не похож ни на что на дороге. Счастливчики, кто встретил это на дороге, только что увидели прототип Cosmo Sport.

Не только кузов выглядел как пришелец, но и внутри он имел доселе невиданный мотор — меньше, тише и без поршней. Роторный двигатель был сам по себе Священным Граалем моторостроения. Инженеры давно мечтали о постройки двигателя, в котором не будет возвратно-поступательных движений, для улучшения эффективности и уменьшения нужного для постройки количества деталей. С КОСМОлётом Mazda, будущее настало, и пришло оно из Хиросимы.

Модели Cosmo Sport, вместе с роторным двигателем Mazda в целом, в 2017 году исполнилось 50 лет. Примечательно, что ещё за четыре года до того, как Cosmo Sport пошёл в серию в 1967, Mazda свободно показывала прототипы публике.
Перед выходом в серию на финальных этапах разработки, Mazda запустила программу тестов в 1965. Она выслала 60 предсерийных прототипов своим дилерам по всей Японии. Они проехали примерно 375,000 миль и собрали необходимые данные для улучшения серийной модели.

Стандартная судьба предсерийных прототипов обычно следующая: после получения всех цифр и данных, машины уничтожаются. Это единственный способ не допустить попадания в реальный мир в какой-то степень незаконченного продукта. Плюс это гораздо проще, чем хранить их. Очень редко когда производитель позволяет себе хранить тестовые экземпляры, особенно Японская компания в те годы.
Удивительно, однако, Mazda одну таки оставила. Мало кто о ней знает, она находится в Японии но даже не в музее Mazda в Хиросиме. Если серийную Cosmo Sport можно сравнить с Мона Лизой в Лувре, то эта – ранний эскиз Да Винчи, находящийся во Флоренции. Это старейшая Cosmo Sport в мире — что делает её одновременно самой старой роторной Mazda в мире.

Машина находится в центре исследования и разработок (R&D) Mazda в Йокогаме, около к часу езды на юг от Токио. Здание находится на пересечении железнодорожных путей и это полностью промышленная зона префектуры Канагава. Десятилетиями доступ простых людей был сюда закрыт. Сегодня самые секретные разработки ведутся в другом месте, а тут иногда проводятся пресс-конференции и встречи энтузиастов.

Автомобиль имеет серийный номер 1035, что значило что это номер 35 из оригинальных 60. На ней есть немного ржавчины, следов износа, и пыли в труднодоступных местах, но машина остаётся не восстановленной а максимально бережно сохранённой.


Даже зелёные рельефные наклейки с номером кузова везде на своих местах — над спидометром и внутри лобового стекла в углу — а металлическая пластина с выштамповкой “10A-1035” прикреплена к двигателю. 60 оригинальных прототипов имели три различных настройки двигателя, в зависимости от региона Японии, куда они отправлялись, но мы не знаем, где проходил тесты конкретно этот автомобиль.

Исходя из того, что это предсерийный прототип, от отличался от стандартной Cosmo Sport. Самое заметное отличие, конечно же, это раскраска — оловянно-серый кузов с контрастной белой крышей. All Все серийные Космо изначально были белыми.

Незначительные отличия в экстерьере включали в себя отсутствующие боковые поворотники в решётках крыльев и однокомпонентные хромированные фигурные бампера. Так же ряд незначительных отличий есть и в салоне, как в материале отделки так и в компоновке приборов.


В салоне было такое впечатление, что находишься в том самом посадочном модуле Apollo. Есть следы интенсивного использования, контактные места водителя в меру изношены, и каждая царапина имеет вес Истории. Это ощущение очень сложно описать.



Сильнее всего наверное отличались дверные карты, с ручкой открывания двери интегрированной в подлокотник. Неожиданная опция это электростёкла с переключателями прямо перед рычагом КПП: серийные Cosmo Sports были на ручных “вёслах”. И один из финальных штрихов, это логотип на руле в виде большой круглой чёрной буквы М в отличии от серийного красного значка с ротором.

Кстати о логотипах – на капоте имеется большой металлический логотип в родной форме ротора. Находящаяся в середине круга буква M, однако, была красного цвета а не синего, как на руле серийных моделей.

Самый знаковый и заметный логотип, однако, находился на задней стойке: форма ротора на фоне клетчатого круга и атомный символ Резерфорда-Бора, де факто представляющий собой ядерную энергию.
Как вы возможно знаете, Хиросима был первым городом в истории человечества, который подвергся атаке ядерного оружия. В то время Mazda сыграла одну из ключевых ролей в ликвидации последствий этого и восстановлении города.

Эта машина всем своим существом олицетворяет колоссальные усилия, которые приложила Mazda для воплощения проекта-ротор в жизнь. Этот бесценный раритет находится в центре исследований рядом с другими эпохальными роторными Маздами.

Сначала нам было интересно, почему она не находится в музее Мазда в Хиросиме. Она более чем достойна быть там. Но она находится в конструкторском бюро, где её видят немногие. Однако люди, которые её видят, это создатели будущих Мазд. Они проходят мимо её каждый день по дороге на работу. Находясь там, она каждый день напоминает об истории компании, её духе и потенциале.
Возможно, более подходящего места для этой машины и не может быть.

Оригинал статьи – JNC.

Social tagging: > > > > > > >

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

HTML tags are not allowed.